Новости
Участие государства в реализации закона об энергосбережении должно усиливаться
- Подробности
- Опубликовано 18.01.2013 11:52
- Просмотров: 2438
В конце декабря 2012 года в Государственной Думе состоялось заседание рабочей группы законодательных инициатив и поддержки предпринимательства при председателе Комитета по энергетике ГД РФ.
Сейчас обрушился огромный поток критики в отношении исполнения норм ФЗ №261. Энергетическое обследование проводится большинством организаций, скорее формально, опираться на него не имеет большого смысла. Счетчики энергетических ресурсов устанавливаются не визде. Много слов сказано профессионалами высокого уровня – почему все происходит именно так. У каждой стороны при этом есть опровдание: у Министерства энергетики РФ, у энерогоснабжающих организаций, у потребителя энергетических ресурсов.
Именно этому посвятил свой доклад Максим Арефьев.
По мнению Максима Арефьева первая и главная причина – это финансирование. Без финансовой поддержки невозможно сделать ничего. Председатель комитета по энергетике РФ Иван Грачев, открывая заседание, указал на то, что без продуманной системы финансовой поддержки реализовать федеральный закон О энергосбережениии нет возможности. Необходимо, чтобы финансовая поддержка государства бала более значительна.
Вторая проблема – это сроки, установленные на реализацию мероприятий, предусмотренных в ФЗ №261. В части, которая касается установку приборов учета, и в части проведения обязательного энергетического обследования предприятий и организаций.
По словам Максима Арефьева, на данный момент, когда установкой узлов учета должны озаботиться энергоснабжающие организации, дело возможно сдвиниться с мертвой точки. Но этого нельзя ожидать раньше, чем срок установки приборов, обозначенный законом ФЗ №261, закончится, и наступит период штрафных санкций.
Сейчас коммерческие и финансовые структуры, энергоснабжающие организации, только готовятся к активным действиям: присматриваются, изучают закон, создают дополнительные структуры. Однако к активным действиям пока никто не приступил.
Бльшинство крупнейших коммерческих банков уже создали внутри себя структуры, которые отвечают за работу с проектами по энергосбережению. Но пока они ориентируются только на кредитование, и на данный момент не предлагают никаких других продуктов. При этом брать эти кредитные продукты пока никто не готов: стоимость кредитов в российских банках очень высока (от 15 % годовых) это обесценивает инвестиции и увеличивает срок купаемости проектов. Российские банки не готовы предоставлять кредиты больше, чем на 5-6 лет. В то время как средняя окупаемость проектов энергосбережения в России 6-11 лет.
Главный итог, который следует из всего вышесказанного: государство должно активнее участвовать в процессе реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". И отнюдь не только на уровне штрафных санкций, как это происходит сейчас. Положительного результата можно достичь только в случае, если часть государственного финансирования будет составлять не менее 20 %, а не 3-5 %, о которых речь идет сейчас.
Говоря об участии государства, речь не должна идти исключительно о субсидировании. Андрей Липатов в своем докладе выдвинул идею создания Единого Фонда энергосбережения. Это предложение было сформировано экспертной секцией «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» при Комитете по энергетике ГД РФ, руководителем которой является Андрей Липатов.
Единый Фонд энергосбережения должен стать такой структурой, которая устанавливала правовые и организационные основы финансирования проектов по энергоээфективности и энергосбережению.
Основные принципы создания такого Фонда должны быть следующие:
1. Возвратность средств, как один из основных принципов работы Единого Фонда энергосбережения. А не субсидирование, как это происходит на данный момент. Суть этой инициативы заключается в том, что деньги, полученные от Фонда, организации обязаны вернуть в срок не более пяти лет. Другими словами, Фонд будет финансировать только те проекты, которые приносят реальный экономический эффект.
2. Субъектами получения финансовой поддержки от Фонда энергосбережения должны стать собственники помещений в многоквартирных жилых домах в лице либо управляющих организаций, либо ТСЖ, либо энергосервисных компаний. Самое главное то, что собственники, проголосовавшие за тот или иной инвестиционный контракт, направленный на реализацию мероприятий по энергосбережению, будут нести субсидиарную ответственность по принятым обязательствам даже в том случае, если договор был заключен с управляющей компанией или ТСЖ. Это позволит достичь сразу нескольких целей. Во-первых, возложить на собственника помещений обязанность по возврату средств, полученных от Фонда энергосбережения. Во-вторых, исключить саму возможность ситуаций, когда управляющая компания, взявшая на себя ответственность по возврату средств, просто ликвидируется, и на ее место приходит «другая» — с тем же кадровым составом.
3. Приоритетное право на получение финансирования от Фонда получат комплексные проекты, которые предполагают выполнение работ не только по установке узлов учета всех видов энергии, а полную модернизацию многоквартирных жилых домов: инженерных сетей, несущих и ограждающих конструкций и т.д.
4. Совмещение в отчетности как показателей экономии, так и фактических показателей выполнения строительных и ремонтных работ и достигнутых показателей энергоэффективности. Собственно, в данной части должны быть отражены целевые показатели, обозначенные законодательством, и которые должны быть отражены в энергетических паспортах. Однако поскольку сегодня большинство энергетических обследований проводится формально и не выдерживают никакой критики, ориентироваться на эти показатели достаточно сложно.